Исполнение бюджета подтверждает наши опасения по поводу слабости ненефтяных доходов и недостаточного контроля над расходами. Хотя в 2014 году дефицит бюджета был умеренным 0,5% ВВП, аналогично 2013 году, наши опасения по поводу доходной и расходной частей остаются в силе, отмечают в аналитическом обзоре эксперты «Альфа-Банка».
Доходы –20% ВВП – оказались ниже 23% ВВП, наблюдавшихся до кризиса 2008 года, что обусловлено соответствующим снижением ненефтяных доходов с 12-15% до 10% ВВП. Расходы бюджета – 21% ВВП – указывают на продолжающийся их рост, что привело к росту ненефтяного дефицита до 11% ВВП – уровня, близкого к максимуму в кризис 2009 года.
Девальвация принесла в бюджет 1,5 трлн руб. дополнительных доходов в 2014-2015 годах и снизила цену на нефть, балансирующую бюджет, до $75/ баррель. Если в 2009 году нефтегазовые доходы снизились с 11% до 8% ВВП, в 2014-2015 годах при сопоставимом снижении цены на нефть они остаются в диапазоне 10-11% ВВП. Это единственное позитивное изменение, поддерживающее общий баланс бюджета.
В 2009 году ослабление рубля компенсировало лишь 30% из 2,1 трлн руб. убытков от снижения цены на нефть. В 2014-2015 годах. Вследствие девальвации бюджет получит 1,5 трлн руб. дополнительных доходов. Именно это стало причиной снижения цены на нефть, балансирующей бюджет, с $110-114/барр. в 2012-2013 годах до $75/барр. в 2015 году.
Цена на нефть, балансирующая бюджет, вернется к $100/ барр. при 45 руб./$; дополнительные 1,5 трлн руб. уже потрачены. Ослабления рубля не является основанием для устойчивого снижения цены на нефть, балансирующей бюджет.
Во-первых, она будет меняться в соответствии с колебаниями курса. Так, в случае укрепления рубля до 45 руб./$ она вернется к $100/ барр. Кроме того, 1,5 трлн руб. дополнительных доходов пошли не на пополнение Резервного фонда, а на поддержку банков на 1,0 трлн руб. в 2014 году и на финансирование роста расходов в 2015 году.
Оборонные расходы – новый источник роста расходов в будущем в дополнение к социальным обязательствам. Новый проект бюджета на три года предусматривает неизменный уровень расходов в объеме 15,0-15,3 трлн руб., т.е. сокращение первоначального плана по расходам на 1,0-1,5 трлн руб. в 2016-2017 годах.
Однако придерживаться жесткой бюджетной политики на практике проблематично. Во-первых, попытка сократить расходы на 1трлн руб. в 2015 году провалилась. Во-вторых, из-за внешнеполитической напряженности рост расходов на оборону ускорился до 25% г/г в 2015 году. Развернуть этот тренд будет непросто. В-третьих, высокая инфляция диктует необходимость ускоренной индексации пенсий уже с 2015 года (на 11,4%, а не на 6-5%, заложенных в бюджет изначально), а электоральный цикл 2016-2018 годов окажет повышательное давление на зарплаты в госсекторах.
Наконец, в 2014-2015 годах расходы бюджета занижены на 0,5 трлн руб. в год (0,8% ВВП) из-за временной заморозки накопительных пенсий, но даже если период заморозки будет продлен, этого не будет достаточно для финансирования дополнительных расходов.
Если курс не упадет до 70 руб./$, то дополнительные расходы выведут цену на нефть, балансирующую бюджет, на уровень $105/барр. в 2018 году; бюджетная политика говорит не в пользу жестких целей по инфляции. Улучшение состояния бюджета в 2014-2015 годах, не сопровождается ограничением расходной части и потому не является временным явлением.
«Мы считаем, что расходы в ближайшие годы будут расти на 10% в год, а цена на нефть, балансирующая бюджет, составит $105/барр. в2018 году, если курс не ослабнет до 70 руб./$. Данная конфигурация подтверждает наше мнение, что бюджетная политика не способствует установлению жестких целей по инфляции; предпочтение к более высокой инфляции может быть использовано как инструмент смягчения бюджетных ограничений», — резюмируют аналитики «Альфа-Банка».
|