«Газета.Ru» в день 30-летия основателя социальной сети «ВКонтакте», самого известного IT-предпринимателя России Павла Дурова поговорила о культовой фигуре рунета с автором документального романа «Код Дурова», редакционным директором Look At Media и экс-главредом Hopes & Fears Николаем Кононовым. — Почему именно Павел Дуров стал культовой фигурой среди российских IT-предпринимателей? Тот же Илья Сегалович был очень уважаемым человеком в IT-среде, но интерес к Павлу был всегда неизмеримо больше. — Сегалович был тихим и непубличным человеком — как, впрочем, и Волож, и другие отцы-основатели «Яндекса». Это их стиль: кроткие творцы. Поисковик должен быть удобным, быстро отвечать на вопрос пользователей — и все. Яркого характера и фронтмена для него и других сервисов «Яндекса» не требовалось. А «ВКонтакте» с самого начала был абсолютным рок-н-роллом, студенты троллили друг друга, обсуждали фотоньки однокурсниц, вступали в странные паблики типа «Группа тех, кто поет знаменным распевом, когда пылесосит». Ничего удивительного, что звезда форума СПбГУ стал всероссийской звездой, когда поставил свое имя внизу каждой страницы соцсети и начал проповедовать миллионам личных подписчиков. — Что, на ваш взгляд, позволило Павлу Дурову добиться такого феноменального успеха c «ВКонтакте»? — Он знал свою аудиторию, сам жил безвылазно в сети, вовремя сделал простой и понятный продукт, который дал молодым людям удобные инструменты для объединения и самореализации, а также самопрезентации. — Этого оказалось достаточно? — Да. Был абсолютно пустой рынок. В интернете все сидели под никнеймами. Форумы были отжившей формой публикации контента и общения. Дуров взял то, что выстрелило у Цукерберга, — настоящие имена, красивые фотоальбомы, быстрый обмен сообщениями — и переиначил на русский лад. — О'кей, тогда следующий вопрос. Мягко говоря эксцентричный медиаобраз Павла — это действительно сам Дуров или все же некая маска? — А что вообще такое маска? Никто не знает, где кончается маска и начинается «истинное» «я» — и у вас, и у меня. Дуров не актер, а мастер коммуникации. Он не прикидывается. Выступая в образе, он берет основу для этого образа откуда-то из себя. Это органика. — Вопрос немного в сторону. Если говорить о бизнес-климате в современных российских реалиях, то насколько он благоприятен или, наоборот, неблагоприятен для появления здесь и сейчас новых Дуровых? — Для появления климат благоприятен, пока не выключили или зверски ограничили интернет, а также пока не разогнали школы для одаренных детей. А вот для роста и экспансии компаний «новых Дуровых» климат отвратительный. Что случилось с «ВКонтакте»? Они стали слишком большими. Была информационная пушка — стала информационная «Булава». 50 млн посетителей в день — too much, чтобы государство не захотело это контролировать. И оно полезло контролировать такими методами, что самый яркий молодой предприниматель России свалил на Запад. — А изменился ли, на ваш взгляд, Павел за те два года, которые прошли после публикации «Кода Дурова»? И почему все же Павел уехал из России: ему что-то угрожало здесь или были другие мотивы? — Мой взгляд на «ВКонтакте» и роль Дурова почти не изменился. Павел — в первую очередь предприниматель. Что касается отъезда — он понял, что здесь в данный исторический момент нет перспектив. При этом есть перспективы на глобальном рынке. Ну и, конечно, когда государство принимается за бизнесмена, бизнесмен думает: хочу ли я повторить, например, судьбу Ходорковского? — А есть ли информация о том, чем сейчас он занимается, над чем работает? — Есть, и он этого не скрывает. Мобильный мессенджер Telegram. Возможны и новые проекты, но мне об этом пока ничего не известно. — Да, про Telegram мы тоже знаем, но Теlegram, пока по крайней мере, не выглядит как что-то значительное и сравнимое по масштабу с «ВКонтакте» даже с точки зрения концепции. Успешных мессенджеров в мире немало. Или ориентация на защищенность персональных коммуникаций — это тренд, который рынок пока недооценивает? — Рынок уже оценил. И пользователи оценили. Именно поэтому все сейчас ждут — сможет Дуров разгадать the next big thing? Сделает что-то глобальное на рынке, переполненном амбициозными и талантливыми людьми? Обсуждалась идея мобильной социальной сети, но прошел год — и пока она не появилась. Дуров хочет нанести точечный, гарантированно сработающий удар. Мир переживает бум мобильных соцсетей. Тренды меняются — ограниченное количество друзей, безопасность, самоудаляющаяся переписка, анонимность и так далее. Чтобы изобрести великое, необходимо заглянуть за угол. В ближайшее время мы получим ответ, способен Павел на это или нет, хотя, конечно, количество подходов к снаряду в этом спорте не ограничено. — Последний вопрос. Как вы считаете, Павел вернется работать в Россию? — Мой прогноз: вернется участвовать в президентской кампании. Или консультировать нового президента, когда Россия станет свободной. А работать — лишь в той мере, в какой его глобальные проекты будут касаться рынка. Дмитрий Бевза, Юнна Коцар
|