В минувшую среду в зданиеНАК «Нафтогаз Украины» в Киеве ворвалась группа вооруженных людей в масках. К месту происшествия подъехала и киевская милиция. Выяснилось, что неожиданные визитеры — представители Службы безопасности Украины, которая на днях возбудила уголовное дело по обвинению должностных лиц «Нафтогаза» в присвоении 6,3 млрд кубометров транзитного газа на сумму более 7,4 млрд гривен (920 млн долларов). Следователи искали подлинники газовых контрактов «Нафтогаза» с «Газпромом». После небольшой потасовки между сотрудниками СБУ и депутатами от Блока Юлии Тимошенко, которые также примчались к зданию, спецслужбистам все же удалось завершить следственные действия. При этом интересовавшие СБУ документы остались в здании. Примечательно, что с обыском в офис «Нафтогаз Украины» сотрудники СБУ нагрянули как раз в тот момент, когда премьер Юлия Тимошенко находилась во Франции.
На первый взгляд вся эта потасовка весьма напоминает «спор хозяйствующих субъектов». Как пояснила сама Тимошенко, предмет спора — 11 млрд кубометров газа, который «Газпром» изъял у швейцарского трейдера «Росукрэнерго» в счет его долгов и по отдельному контракту напрямую продал НАК «Нафтогаз Украины». «Этот газ законно принадлежит Украине», — подчеркнула Тимошенко.
В свою очередь, представители СБУ говорят, что уголовное дело было возбуждено по заявлению «Росукрэнерго» о том, что принадлежащий компании газ пытаются присвоить или похитить. Как пояснил журналистам первый заместитель руководителя СБУ Валерий Хорошковский, «без согласия “Росукрэнерго” этот газ не может быть отчужден, а значит, остается в собственности швейцарского газотрейдера и в подземных хранилищах НАК учитывается как транзитный».
В итоге Виктор Ющенко поддержал действия СБУ, а Тимошенко пообещала «дать по рукам» всем, кто зарится на государственную собственность. Как считает Тимошенко, СБУ, поддержанная президентом, пыталась разрушить программу обеспечения Украины природным газом и сорвать расчеты с «Газпромом». Тем не менее «Нафтогаз» уже заявил, что перевел в Россию первый транш оплаты за февральский газ.
В сухом остатке: Ющенко использовал спор газовиков для того, чтобы побольнее ударить по репутации премьера. Самому президенту, чей уровень популярности сейчас колеблется в районе 1–2%, терять уже нечего.