Суббота, 23.11.2024, 16:16 | Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная » 2018 » Май » 6 » Газпром и Роснефть разошлись в схеме
15:41
Газпром и Роснефть разошлись в схеме

Спор «Роснефти» и «Газпрома» по доступу к газовой инфраструктуре перешел в новую плоскость. Нефтяная компания хочет прописать право на экспорт газа и снижение тарифов на его прокачку в генеральной схеме газовой отрасли, пишет РБК.

В распоряжении издания оказались презентации «Газпрома» и «Роснефти» к совещанию в Минэнерго 12 февраля по ценообразованию на транспортировку и хранение газа в рамках доработки генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года. Совещание прошло в преддверии встречи топ-менеджеров нефтяных компаний и профильных чиновников с вице-премьером Аркадием Дворковичем 13 февраля. Там обсуждалась корректировка энергостратегии России до 2035 года и связанные с ней генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей.

Предполагалось, что и энергостратегию, и обе генеральных схемы утвердят в Белом доме в первом квартале 2015 года, однако, как сообщили два источника, близких к участникам совещания у Дворковича, их решено вынести на рассмотрение правительства не ранее третьего-четвертого квартала 2015 года. Они нуждаются в доработке с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития (опубликован Минэкономразвития 16 февраля). Это время «Газпром» и «Роснефть» используют для того, чтобы добиться выгодных для себя условий развития газового рынка России.

«Газпром» хочет продавать и качать дороже

«Газпром» просит Минэнерго гармонизировать ценовую политику в газовом секторе через выравнивание доходности поставок газа в различные регионы России и устранение диспропорций между внутренними ценами на газ, мазут и уголь. Одна из идей монополии – ввести для отечественной промышленности, производящей более 50% своей продукции на экспорт, цены на газ на уровне экспортных (с учетом затрат на транспорт).

Также прорабатываются идея расчетов за прокачку газа по системе «качай или плати» и применение отдельных ставок за мощность на вход и выход газа в газотранспортную систему и из нее. Кроме того, «Газпром» просит правительство согласовать установку тарифов на прокачку газа по трубопроводам в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке исходя из условий окупаемости их строительства (в том числе по «Силе Сибири»).

Отдельно монополия просит разрешение на рост стоимости прокачки газа на уровень выше инфляции на 2–4% ежегодно до достижения экономически обоснованного тарифа к 2021–2022 годам. Так, согласно презентации, предлагается в 2015 году повышать тарифы на транспортировку газа на размер инфляции плюс 2%, в 2016-м – плюс 3% к инфляции, в 2017 году и далее – плюс 4% к инфляции. Сейчас тариф на транспортировку газа растет лишь на уровень инфляции, что не устраивает «Газпром», который ссылается на более высокие величины платы за транспортировку газа в Европе и США.

«Газпром» предлагает из-за кризиса сохранить до 2020 года регулирование цен на газ «по верхней границе» с возможностью предоставления скидок крупным потребителям, за исключением газа, продаваемого на бирже. В период с 2020 по 2025 год «для достижения 70% от уровня равной доходности с экспортом газа на европейский рынок» надо повышать внутренние цены на газ с опережением инфляции, считают в монополии. А после 2025 года довести российские цены на газ до 90–100% от экспортных.

«Роснефть» просит экспорт и скидок

Оппонент компании Алексея Миллера – «Роснефть» – выступает за индексацию тарифов на газ внутри страны на размер инфляции плюс 2%, пока цены на топливо не отпустили в свободное плавание. По словам источника в нефтяной компании, это позволит ей разрабатывать геологически сложные месторождения и запускать новые газовые проекты. Источник в Минэнерго дал понять, что именно этот сценарий ценообразования на газ пока фигурирует в энергостратегии России до 2035 года.

Компания Игоря Сечина предлагает снизить на 25–40% тариф на транспортировку своего газа по системе «Газпрома» для повышения рентабельности бизнеса и ограничения роста цен для потребителей газа. По ее данным, транспортные расходы составляют сегодня до 65% в структуре цены для независимых газопроизводителей, из-за этого сильно разнятся цены на этот вид топлива для регионов. Если в ХМАО доля транспортировки газа в его цене (2623 руб. за 1 тыс. куб. м) составляет всего 15%, то в Калининградской области – уже 66% (3943 руб. за 1 тыс. куб. м).

По данным компании, приведенным в документе, с 2003 по 2014 год транспортный тариф на прокачку газа по системе «Газпрома» вырос в 5,1 раза. При этом средний тариф на те же услуги для дочерних компаний монополии в 2014 году был на 11% ниже, чем для ее конкурентов. Основной компонент тарифа – арендная плата за трубы (амортизация газовых труб и налог на имущество) – растет ежегодно, и «Роснефть» предлагает не учитывать его при формировании тарифа для прокачки своего газа. В 2014 году, по оценкам «Газпрома», амортизацию оценили в 399 млрд руб., тогда как «Роснефть» считает справедливой цифру до 190 млрд руб. Также компания выступает за государственное регулирование цен на подземное хранение газа (сейчас их устанавливает «Газпром»).

Отдельно компания Игоря Сечина указывает на двукратную диспропорцию между объемами продаж газа и выручкой «Газпрома» и независимых газопроизводителей. По ее данным, средние нетбэки (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлин) поставки газа на внутренний рынок составляют 1,9 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м газа для всех производителей против 6,5 тыс. руб. за тот же объем газа при поставке на экспорт. Компания просит справедливого распределения доходов от экспорта: при возможности сохранения единого экспортного канала обязать «Газпром» вместо среднеазиатского газа приобретать газ независимых производителей по цене экспортного нетбэка.

На внутреннем рынке нефтяная компания не может мириться с механизмом предоставления «Газпромом» скидок к ценам ФСТ для крупных потребителей (до 15%), пока не разработан механизм эффективного распределения доходов от экспорта между монополией и независимыми газопроизводителями и не устранены «точечные льготы» для «Газпрома». Подразумеваются льготы по экспортной пошлине и НДПИ на общую сумму 200 млрд руб. ежегодно (в том числе при учете закупок среднеазиатского газа).

Примирения по схеме

Директор по развитию бизнеса компании VYGON Consulting Антон Рубцов полагает, что на уровне генеральной схемы развития газовой отрасли снять все разногласия «Газпрома» и независимых производителей газа не получится. Но документ должен дать просчитанные варианты для принятия решения в Белом доме. Самый трудный вопрос, по его мнению, – формирование равных условий для «Газпрома» и его конкурентов. «Сегодня «Роснефть» может конкурировать с «Газпромом» за премиальных внутренних потребителей, однако выравнивать условия на внутреннем рынке и не давать возможность независимым производителям газа продавать газ по экспортному нетбэку – путь к монополизации. Вполне возможен вариант обеспечения их доступа к экспортному паритету при сохранении единого экспортного канала», – считает он.

На внутреннем рынке пока нет единых подходов к оценке цен и стратегии их формирования. «Что касается уровня внутренних цен для потребителей газа, то здесь пока отсутствует четкий долгосрочный ориентир. Нет анализа справедливости этого уровня с позиции потребителей, окупаемости инвестиционных проектов и межтопливной конкуренции. Во-вторых, не прописана логика выхода на экспортный паритет и как должна корректироваться индексация в случае увеличения или снижения экспортного паритета вслед за изменением внешних цен на газ и курса рубля. И наконец, выбор сценария по уровню цены никак не связан с вариантами реформы​ модели рынка газа», – считает Антон Рубцов.

Официальные представители «Газпрома», «Роснефти», Минэнерго и Аркадия Дворковича от комментариев отказались.

Источник в «Газпроме» дал понять, что в одном из сценариев энергостратегии РФ до 2035 года «Роснефть» предлагала и вовсе отказаться от идеи единого экспортного канала трубопроводного газа, что несет риски для ценообразования на российский газ на международном рынке. Он не видит возможности компромисса для «Роснефти» по озвученному компанией снижению тарифов на транспортировку газа, мотивируя это необходимостью инвестиций в модернизацию газотранспортной системы и строительство новых подземных хранилищ газа.

Просмотров: 260 | Добавил: abligen1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 17
    Гостей: 17
    Пользователей: 0