Алексей Усов, "Новый регион", 8 апреля 2014 года
В Евросоюзе придумали более эффективный, чем прежде, вариант экономических санкции для России – через замораживание строительства газопровода «Южный поток». Еврокомиссия и Минэнерго РФ уже не первый год не могут найти компромисс между условиями «Газпрома» и т.н. рамками Третьего энергопакета. Украинские события дали ЕС повод избежать уступок Москве, надавив на страны, через которые должны быть проложены «нитки» будущей газовой магистрали.
Судьба «Южного потока» уже несколько лет зависит от исхода переговоров между Минэнерго РФ и Газпромом с Еврокомиссией по вопросам соблюдения российской стороной европейского законодательства. Так называемый Третий энергопакет был принят в ЕС как инструмент «энергобезопасности» – защиты Европы-покупателя от иностранных поставщиков энергии. Считается, что ТЭ был принят в пику «Газпрому». Нормы ТЭ требуют от (в данном случае, от «Газпрома») предоставить доступ к трубопроводам альтернативным поставщикам газа. Также нормы ТЭ запрещают поставщику газа контролировать «трубу» и устанавливать тарифы.
Торг между Москвой и Брюсселем по вопросам, связанным со строительством «Южного потока», функционированием «Северного потока» и условиями Третьего энергопакета безрезультатно продолжается уже несколько лет. Ранее «Новый Регион» сообщал, что последний раунд переговоров состоялся в январе и закончился безрезультатно.
В этом противостоянии «Газпром» избрал тактику сепаратных соглашений со странами, через которые должны быть проложены газовые «нитки»: с Болгарией, Сербией, Венгрией, Италией итп. Москва собиралась через межправительственные соглашения со странами-участницами проекта построить «трубу», а затем поставить Брюссель перед фактом функционирующего South Stream.
Украинские события внезапно дали Брюсселю козырь для сопротивления планам РФ. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу встретился с болгарским правительством и потребовал принять участие во всеевропейских санкциях против России. То есть – расторгнуть с Москвой предварительные сепаратные договоренности по строительству «Южного Потока».
По данным газеты Telegraph, Баррозу потребовал у болгар «не стоять на пути новой жесткой политики Еврокомиссии по отношению к Москве». «Мы предупредили Болгарию, что следует быть очень осторожной» – объявил Баррозу (британская газета в цитировании ссылается на болгарскую прессу).
Баррозу объявил, что сепаратное соглашение с Москвой пытались заключить «русские агенты в Болгарии» – члены правящей Социалистической партии.
Ранее пользу из неодобрения политики РФ Еврокомиссией вынесла итальянская энергокорпорация Eni – также «сепаратный партнер» Москвы.
После «крымской операции» руководство Eni пообещало диверсифицировать источники энергоносителей: поучаствовать в разработке сланцевых месторождений в Львовской области, увеличить увеличение закупок СПГ в Ливии, Алжире и Норвегии.
«Для нас российский газ представляет только около 30% потребления, и мы могли бы жить, не покупая газ у России» – объявил в марте гендиректор Eni Паоло Скарони. Итальянский партнер Москвы признался, что воспользовался политической ситуацией для получения экономической выгоды: украинский кризис серьезно усилил позиции Eni в переговорах по долгосрочным контрактам с «Газпромом». «Это очень укрепляет наши позиции… Мы в прекрасной форме» – довольно заметил гендиректор Eni.
Позиции партнеров и противников «Газпрома» значительно усилило также недавнее заявление Еврокомиссии о приостановке переговоров о реализации «Южного потока».
Между тем, корпорации-технические партнеры Москвы по строительству South Stream подтвердили действенность ранее заключенных контрактов. В частности, Siemens AG подтвердила планы на поставку электротехнических систем и контрольно-измерительных приборов для морского участка газопровода.
Договор был заключен между Siemens AG и компанией South Stream Transport B.V. По нему Siemens обязалась поставить телекоммуникационное оборудование и системы автоматического контроля и управления для участков берегового примыкания в России и в Болгарии, а также оборудование для центрального и резервного диспетчерских пунктов.
Напомним, укладка морской части газопровода должны была начаться осенью 2014 года.
|