В Китае наконец-то оценили свои запасы сланцевого газа. И даже по предварительным данным они оказались очень большими, хотя в КНР все еще не спешат разрабатывать свои сланцевые месторождения – существует много препятствий для того, чтобы начинать активную фазу разработки. Однако благодаря сланцевому газу Китай сможет решить проблему зависимости страны от угля и улучшить экологическую ситуацию, которая в настоящий момент стала весьма критичной.
Согласно данным Управления энергетической информации США, в КНР сегодня находятся чуть ли не крупнейшие в мире технически легко извлекаемые запасы сланцевого газа, объем которых оценивается в 1115 трлн кубических футов – это 31,57 трлн кубометров. Данный показатель существенно выше объемов запасов сланцевого газа в США — примерно на 70%.
Китайцы не начинают активную фазу добычи сланцевых углеводородов по ряду причин. Основные из них такие: пока Китай не обладает опытом разработки подобного рода месторождений и нефтегазовым компаниям страны нужно время, чтобы набраться опыта, а также проблема еще в том, что запасы сланцев в Поднебесной существенно отличаются от запасов в США с геологической точки зрения.
Существует и другие «тормозящие» китайскую сланцевую революцию проблемы. Прежде всего речь идет об отсутствии развитой инфраструктуры, несбалансированном ценообразовании, а также дефиците воды в возможных районах добычи и некоторые другие проблемы. Поэтому в Китае все еще сомневаются, что пришло время для разработки собственных сланцев, ведь для этого могут потребоваться совершенно новые технологии, которые пока не наработаны.
Однако, Китай не намерен «задвигать» вопрос по добыче сланцевых углеводородов в дальний угол и в планах китайского правительства в ближайшее время заняться разработкой сланцев дома – уже в 2015 году. Об этом и говорят аналитики в докладе Bloomberg New Energy Finance.
Уже были проанализированы пробные результаты, полученные на скважинах в блоке Фулинг в провинции Сычуань. Вывод экспертов оказался следующий: госкомпания Sinopec уже может, используя накопившийся опыт, добывать по 6,5 млрд кубометров сланцевого газа в 2015 году, а к 2017 году власти страны хотят довести долю газ до 9% в общем объеме спроса. Для сравнения, в 2013 году этот показатель был на уровне 5,2%. А в 2011 году доля природного газа составляла всего 4%. Так что, прогресс, как говорится, налицо.
Пока Китаю все еще не очень выгодно заниматься разработкой сланцевых месторождений – слишком дорого получается, поскольку средняя стоимость бурения скважины в стране в начале 2014 года составляет примерно 11-13 млн долларов. В США этот показатель ниже – причем порой существенно: там, в зависимости от геологической формации, стоимость бурения составляет от 2,6 млн до 9,3 млн долларов.
В любом случае за приобретенный опыт нужно платить. И Китай за него заплатит и уже платит, постепенно улучшая ценовой показатель бурения. Так, двумя годами ранее китайцы платили по 16 млн долларов. Очевидно, что затраты постепенно снижаются. И уже в этом году расходы могут снизиться до 10 млн долларов по каждой скважине.
Со временем Китай может оказывать сильное влияние на рынок сжиженного природного газа (СПГ) в странах АТР, поскольку у него в «кармане» 400-миллиардный долгосрочный контракт с Россией плюс постоянно увеличивающаяся собственная добыча. Китай уже в среднесрочной перспективе может постепенно начинать оказывать влияние на формирование цен на рынке СПГ.
Некоторые эксперты нефтегазового рынка предполагают, что, согласно российско-китайскому контракту, цена газа из РФ может составлять 10 долларов за 1 млн британских термических единиц, хотя эта «коммерческая тайна» известна пока лишь узкому кругу «посвященных». Несколькими годами ранее стоимость СПГ в Азии в зимний период была примерно 16-18 долларов за 1 млн британских термических единиц. Не исключена вероятность, что цены на газ в Азии постепенно, а, возможно, и резко снизятся, в результате обостряющейся конкуренции.
Кстати,знаменитое соглашение с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о начале строительства трубы для ежегодной перекачки 38 млрд кубометров природного газа даже и независимо от его выгодности для РФ совсем не является таким уж грандиозным, если внимательно присмотреться. Из Туркмении в настоящее время качают в Китай по газотранспортной системе, которую возвела сама CNPC, примерно столько же, о чем договаривалась Россия с КНР на перспективу, а через несколько лет туркмены и китайцы намерены качать по 65 млрд кубометров.
Интересный факт, который остался практически незамеченным российскими СМИ: туркменский президент Бердымухамедов за несколько дней до российского президента Владимира Путина посетил Китай, и «туркменская альтернатива» была великолепно использована китайцами, чтобы покрутить руки российским переговорщикам, которые с большим трудом вывернулись из позы «газовая Камасутра», в которую их поставили китайские переговорщики.
Ко всему прочему, многим так и осталось не очень понятно, чему радовалась российская сторона. Как знать, может статься, что долгосрочные интересы России и интересы нынешних российских руководителей и чиновников сочетаются, как манная каша с уткой по-пекински. Впрочем, вернемся к китайскому сланцевому газу…
К 2018 году Китай увеличит потребности в газе вдвое, поскольку, согласно правительственной программе, резко должна сократиться доля угольных электростанций, уничтожающих экологию.
В настоящее время Китай покупает СПГ по различным ценам, причем их разброс достаточно велик – например, Австралия поставляла СПГ в Китай в прошлом месяце по 3,25 доллара за 1 млн БТЕ, а Алжир несколькими месяцами ранее поставлял газ по 19,97 долларов за ту же британскую термическую единицу.
Когда правительство Китая даст «отмашку» компаниям начинать свою сланцевую революцию, покажет время. Вполне вероятно, что ждать осталось не так уж и долго. И если уж китайцы займутся активно этим вопросом вплотную, то решать его они будут очень агрессивно.
|