Уверенно можно сказать, что произвольно нарезанные административные границы в Советском Союзе не дают покоя уже не одному поколению на постсоветском пространстве. Войны, конфликты, недопонимания — вот итог тогдашнего непродуманного административного деления. И проблема Украины на сегодняшний день далеко не единственная — есть, к примеру, еще и Казахстан.
На Украине продолжается гражданская война, и с каждым днем каратели действуют все яростней и беспринципней. Вчера под Луганском погиб корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк — в съемочную группу был прицельно осуществлен минометный выстрел. Необходимо понимать, что на всех журналистах были опознавательные жилеты прессы. Потому сказать, что это случайность невозможно.
Также невозможно сказать, что случайно был взорван газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, по которому российский газ шел в Европу. Или случайно Верховная рада одобрила документ, рекомендующий правительству Украины провести демаркацию границы с Россией в одностороннем порядке. Автором его был председатель неонацистской партии "Свобода" — Олег Тягнибок. Что заставляет украинцев с такой злобой нести смерть юго-востоку страны, бомбить города авиацией и установками "Град"? Дело в том, что юг и восток никогда не были украинскими территориями и этнически не являются для украинцев своими.
Искусственно созданные границы — это проблема не только Украины, но и многих государств, получивших независимость после крушения СССР. Так, получили исторически российские территории республики Средней Азии — Туркмения, Киргизия и особенно Казахстан. Еще с XVI века на территории современного Казахстана начали появляться русские поселения. Например, город Яицк — он же ныне Уральск, был заложен еще в 1520 году. Также были основаны Гурьев (Атырау), Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск, Иргиз, Казалинск, форт Верный (Алматы), Актюбинск, Кустанай, Державинск, Степногорск и многие другие российские города и поселения. И тут однозначная ситуация — миллионы наших соотечественников остались за пределами нашей страны.
Для понимания этих процессов лучше привести цифры — по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, казахов в городах проживало всего 27,1 процентов, а этнические русские составляли — 50,8 процентов. Даже после массовой миграции русского населения за 10 лет после той самой переписи, они составляли вторую по величине группу в городах Казахстан — 41,1 процентов.
Таким образом закономерно вставал вопрос о границах. Так, Александр Солженицын в своей работе "Как нам обустроить Россию" в июле 1990 года писал:
"Сегодняшняя огромная его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя: если где кочевые стада раз в год проходят — то и Казахстан… Да до 1936 года Казахстан еще считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он — из южной Сибири, южного Приуралья, да пустынных центральных просторов, с тех пор преображенных и построенных — русскими, зэками да ссыльными народами. И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины. Их устойчивая отечественная часть — это большая южная дуга областей, охватывающая с крайнего востока на запад почти до Каспия, действительно населенная преимущественно казахами. И коли в этом охвате они захотят отделиться — то и с Богом".
Правда, в итоге отделились они куда большей территорией, прихватив и заселенный русскими Север республики. Политику же правящих элит в отношении этой части населения нельзя назвать однозначной. Формально Нурсултан Назарбаев заигрывает с русскими, с другой стороны, происходит замещение русских специалистов на этнических казахов. И язык, который является официальным в Казахстане, все же не является вторым государственным, что естественно не может не сказаться на условиях жизни русскоговорящего населения страны. Да, действует и так называемая Ассамблея народов Казахстана, но это уж очень декоративный и декларативный орган, который не формирует общегосударственную повестку.
В своем интервью KM. RU эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов советует обратить внимание на то, что "казахская этнократическая элита и проводит в отношении России политику хитрую, изощренную и в известной степени коварную. На словах эта элита всегда заявляет, что Россия — это чуть ли не главный приоритет во внешней политике страны, эта же элита предпринимает очень много популистских шагов типа проведения года России в Казахстане и т. п. А на деле из Казахстана выдавливается русскоязычное население".
Тут необходимо подчеркнуть, что за редким исключением, выдавливание проходит в мягкой форме, без применения насилия. На улицах, конечно, никого не хватают. Но созданная атмосфера заставляет русских отправляться искать счастья на Родину, где их, разумеется, никто особенно не ждет. В пустующие же квартиры заселяются казахские семьи, при полном потворстве местных администраций, закрывающих глаза на такие мелочи, как документы на жилплощадь. Само собой разумеется, что такая политика направлена не на какую-то "национальную ненависть", но на интеграцию бывших российских территорий, перевариванию их в национальном котле.
Очень основательно Казахстан обезопасил себя в 2005 году. 18 января в ходе состоявшейся в Кремле встречи Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина был подписан Договор о делимитации казахстано-российской государственной границы, протяженность которой составляет 7,591 км. Юридически данный документ поставил точку в проблеме спорных территорий.
Но вопросы все же остались и за пределами юридической плоскости. Об этом не говорят в правительственных кругах России и Казахстана. Но ясное понимание того, что деление границ произошло произвольно и не соответствует исторической правде, лежит на поверхности. И, к сожалению, может стать в будущем геополитическим капканом.
В такой ситуации не удивляет, что Нурсултан Абишевич не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Как и не выступил он в поддержку населения юго-востока Украины: не призвал, к примеру, официальный Киев прекратить кровопролитие. Очень уж деликатная ситуация — как бы кто не вспомнил и о Севере Казахстана.
|