Крупнейшим трейдером “Роснефти” может стать швейцарская Trafigura, которая с апреля, по неофициальным данным, будет закупать у нефтекомпании около 1 млн тонн нефти в месяц. По данным издания, контракт предусматривает предоплату, и при обычных для таких договоров условиях “Роснефть” за полгода сможет получить от трейдера почти $1 млрд. Отрезанной из-за санкций от западного финансирования “Роснефти” средства нужны для платежей по собственным долгам, пишет “Коммерсантъ”.
Швейцарский трейдер Trafigura ведет переговоры с “Роснефтью” об увеличении закупок нефти у нефтекомпании. По данным Reuters, с апреля трейдер начнет экспортировать более 1 млн тонн нефти “Роснефти” в месяц — это почти в шесть раз больше того, что Trafigura закупает сейчас. Источники на рынке подтверждают эту информацию, хотя отмечают, что пока контракт не заключен и продолжаются переговоры, а объем окончательных поставок трейдеру и сроки поставок не определены. В “Роснефти” и Trafigura ситуацию не комментируют.
“Роснефть” продает нефть по долгосрочным контрактам и на полугодовых тендерах. Ее крупнейшими трейдерами, помимо Trafigura, являются Glencore и Vitol, со всеми ними компания подписала пятилетние соглашения в июне 2013 года. По этим контрактам на Trafigura приходилось 10,1 млн тонн (около 170 тыс. тонн в месяц), на Glencore — 39,2 млн тонн (650 тыс. тонн), на Vitol — 16,8 млн тонн (280 тыс. тонн в месяц), а “Роснефть” получила около $11,5 млрд предоплаты (на Trafigura пришлось $1,5 млрд). Если исходить из этих данных и предположить, что поставки в 1 млн тонн в месяц будут идти не меньше полугода, то “Роснефть” сможет получить около $900 млн.
Trafigura стала широко известна в РФ в 2010-2011 годах во время конфликта акционеров “Норильского никеля” — “Интерроса” Владимира Потанина и “Русала” Олега Дерипаски. Trafigura должна была купить свыше 8% акций “Норникеля” у его дочерних структур. В “Русале” полагали, что трейдер действует в интересах “Интерроса”, который при поддержке Trafigura и менеджмента получал большинство на собраниях акционеров. Кроме того, по данным издания, в конце 2014 года “Роснефть” вела переговоры с Trafigura о продаже компании более 80 своих АЗС в России, оценивавшихся в $100 млн. Стороны опровергали совершение сделки, и она не была завершена.
О том, что “Роснефть” увеличивает поставки Trafigura, стало известно еще в феврале 2015 года. По неофициальным данным, последние объемы закупки трейдером доходили до 500 тыс. тонн в месяц. Под них “Роснефть” привлекла краткосрочный кредит у трейдера на $150 млн, сообщал Reuters. В “Роснефти” эту информацию официально не комментировали. Таким образом, при объеме закупки 1 млн тонн в месяц Trafigura станет крупнейшим трейдером “Роснефти”. У кого компания будет привлекать деньги для предоплаты, на рынке не знают.
По словам источника, такой контракт будет выгоден обеим сторонам: “Роснефть” получит средства для оплаты кредитов, а Trafigura — постоянный большой объем закупок. Предэкспортное финансирование нужно “Роснефти” прежде всего для погашения кредитов: так, в феврале 2015 года она должна была вернуть по своим займам около $7 млрд, но санкции США, наложенные летом 2014 года, существенно осложнили рефинансирование кредитов. “В этой ситуации Trafigura предложила “Роснефти” выгодные ценовые условия и финансирование”,— отмечает источник, знакомый с ситуацией. Глава департамента Национальной юридической службы Юлия Галуева говорит, что “сложно сказать, запрет какого финансирования имели в виду США, но, скорее всего, рассматривались именно долгосрочные кредиты и займы”. Если поставка товара не находится под запретом, то стороны вправе выбрать любые условия оплаты, уточняет она.
Источник поясняет, что обычно “Роснефть” выставляла на тендеры около 14-15 млн тонн нефти Urals на шесть месяцев вперед с поставкой через Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. Но на последних торгах объем был вдвое меньше — около 7 млн тонн, и, по словам собеседника, часть объемов, выведенных из-под тендера, может уйти Trafigura. Также трейдер может получить более легкую нефть из трубопровода КТК (объем прокачки в 2014 году — 40 млн тонн), “но вряд ли все получит Trafigura”, говорит источник. По его словам, остальные трейдеры уже недовольны тесным сотрудничеством “Роснефти” с Trafigura, которой достаются самые выгодные партии в отгрузках.
|