В начале прошлого года российские нефтяные компании, поддавшись общему тренду, обзавелись собственными трейдинговыми предприятиями. Однако все они так и не стали полноценными игроками на рынке, выяснила РБК daily.
«Роснефть», ТНК-ВР и «Башнефть» в январе-феврале 2011 года зарегистрировали свои дочерние трейдинговые компании в Швейцарии. До этого времени ВИНК вели торговлю через сторонних продавцов. По прошествии полутора лет трейдингом занимается только одна из компаний — «Роснефть».
При создании Rosneft Trading не планировалось изменять схему поставок нефти, новый трейдер не планировал заниматься продажами. Предполагалось, что он будет закупать нефть для принадлежащих «Роснефти» НПЗ в Германии. За счет своего дочернего предприятия «Роснефть» пыталась усилить свои позиции на рынке страны. К тому же в Руре (Германия) расположен самый интересный для компании актив — НПЗ Gelsenkirchen («Роснефти» принадлежит в нем 100%). Он работает на российской Urals и соединяется нефтепроводом со стратегически важным для «Роснефти» терминалом в Роттердаме. На сегодняшний момент Rosneft Trading числится в отчетах материнской компании как «владения за рубежом», получить более подробную информацию в «Роснефти» не удалось.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что одной из причин, по которой «Роснефть» решила создать собственную трейдинговую компанию, было изменение статуса Gunvor. «В нулевых годах через этого трейдера экспортировали нефть многие российские ВИНК, и в первую очередь госкомпании. Но после того как совладелец Gunvor Геннадий Тимченко начал инвестировать в России, плотно обосновавшись на рынках добычи, нефтеперевалки и нефтегазового строительства (через Volga Resources, НОВАТЭК и «Стройтрансгаз»), Gunvor несколько изменил свой статус, став не просто международным нефтетрейдером, а конкурентом», — объясняет он.
Программа развития Bashneft Trading изначально была рассчитана на несколько лет, говорит официальный представитель «Башнефти». По его словам, создание дочерней трейдинговой структуры было обусловлено стратегией компании, которая, в частности, имела целью повышение эффективности продажи нефти и нефтепродуктов на внешних рынках. «В то же время на 2011 и 2012 годы перед дочерней компанией ставилась задача скорее анализа ситуации на европейском рынке и разработки эффективных вариантов экспортной деятельности», — говорит он, отмечая, что в настоящий момент Bashneft Trading операционную деятельность не ведет.
То, что «Башнефть» в начале 2011 года зарегистрировала свою трейдинговую компанию, было логичным завершением ее действий по формированию коммерческой службы новой ВИНК, которое началось в середине 2009 года, сказал РБК daily источник, близкий к компании. Для «Башнефти», не имевшей собственных экспортных каналов, создание трейдинговой «дочки» было необходимо, чтобы иметь возможность изнутри наблюдать за рынком. «Для этого вовсе не обязательно было подключать Bashneft Trading к процессу заключения сделок», — заключает собеседник. Ни одного договора компания так и не заключила, а в конце октября стало известно, что контролирующая «Башнефть» АФК «Система» достигла предварительной договоренности о покупке европейского поставщика нефти Argos Group.
Приоритетной деятельностью TNK Trading International планировалось сделать реализацию нефти и нефтепродуктов. Трейдер должен был заработать в третьем квартале прошлого года, но этого не произошло. Исполнительный вице-президент ТНК-ВР по переработке и торговле Дидье Бодранд объявил в июне, что план не будет реализован из-за слишком высоких рисков. «Вероятно, г-н Бодранд имел в виду, что компания остановила проект исходя из соображений бизнес-целесообразности и эффективности», — объясняют в компании, добавив, что на сегодняшний день никаких новых решений не принято.
«Сложно говорить о тенденции — у каждой из трех компаний в 2011 году были свои мотивы обзавестись собственным трейдером», — говорит источник на рынке. В то же время, отмечают эксперты, рынок трейдинга высококонкурентный и не так-то просто новому игроку войти в него.
|