19 декабря, когда драматические события в Киеве только начинали разгораться, «Свободная пресса» опубликовала материал «Будущее самостийного олигархата», в котором шел разговор о роли олигархов в украинском политическом кризисе и их месте в будущем Украины.
Сегодня тема вновь стала актуальной в свете ареста в Австрии всемогущего «газового и химического короля» Дмитрия Фирташа, занимающего 4-е место в рейтинге самых богатых украинцев с состоянием $3,327 млрд.(2013 г). Этот человек – живое воплощение интересов сырьевой олигархии, на постсоветском пространстве, он контролирует значительную долю экспортного потенциала Украины в химической отрасли, человек, оказывающий серьезное влияние на первых лиц страны. Размеры бизнес-империи, созданной Фирташом, впечатляют. За последние 15 лет Фирташ стал собственником активов энергетики, химической и титановой промышленности в Центральной и Восточной Европе. Холдингу GDF (The Firtash Group of Companies) принадлежит ряд активов в сфере химической промышленности, энергетики и недвижимости, свыше 25 тысяч человек заняты на предприятиях GDF в 11 странах Европы и Азии.
Кроме того, Дмитрий Фирташ является еще и медиамагнатом, ему принадлежит компания U.A. Inter Media Group Limited, в активе которой, в частности, телеканалы «Интер», «Enter-фильм», «Пиксель», К1, К2, «Мега», НТН, Zoom, сыгравшие не последнюю роль в информационной войне против Януковича. Украинские СМИ также часто называл Фирташа одним из спонсоров оппозиции.
И вот Фирташ арестован в Вене по запросу США, где расследование в отношение его ведется аж с 2006-го года. Как это связано с нынешними событиями на Украине, и следует ли ждать развития событий? Комментирует украинский политолог Алексей Блюминов:
- Нынешний арест Фирташа стал следствием радикального изменения баланса и конфигурации на политэкономической шахматной доске. Причем, в мировом масштабе. Нужно понимать, что это для Украины он - важная фигура, а в геополитических играх США с Россией он - не более, чем пешка. После того, как у него исчезла «крыша» в виде режима Януковича, делу против него дали активный ход. Все это наложилось на борьбу американцев на выбивание россиян с европейского рынка нефти и газа. Странное совпадение: Фирташа арестовали на фоне попыток Путина заручиться поддержкой Ирана и решения правительства США о вбрасывании на рынок 5 миллионов тонн нефти из национального резерва. Плюс борьба за газовый рынок.
США за последние годы круто поменяли свой энергетический баланс, став, за счет развития сланцевых технологий не потребителем, а продавцом газа на экспорт. И они сейчас хотят сами продавать газ европейцам. Для этого нужно подорвать позиции «Газпрома» на этом рынке. И тут как нельзя кстати подворачивается дело Фирташа. Потому что это не просто Фирташ. Это «черный ящик», хранящий подробности множества мутных схем, в которых есть российский след.
Совсем скоро Фирташ попадет в руки ФБР, соответственно, вместе с ним в руки американцев попадут интересные подробности теневых коррупционных схем и договоренностей по газу не только между окружением Путина и окружением последних трех украинских президентов, но и руководства ряда восточноевропейских стран, в частности, Словакии. А это уже мегакоррупция международного уровня. Думаю, в «Газпроме» также осознают репутационные последствия и возможные финансовые потери от вполне возможных уже в ближайшие месяцы утечек информации через западные СМИ о подробностях и схемах ценообразования на российский газ. А ведь это поле всегда было предельно закрытым от непосвященных, там все держалось на неформальных, зачастую коррупционных договоренностях. Придание им огласки способно серьезно осложнить отношения «Газпрома» с его европейскими контрагентами.
«СП»: - Согласится ли Австрия выпустить его под залог и почему? Состоится ли экстрадиция?
- Австрийский суд уже дал согласие на то, чтобы выпустить Фирташа под залог в 125 миллионов евро с запретом ему покидать территорию Австрии до окончания процедуры экстрадиции в США. Очевидно, что экстрадиция не за горами. При этом я совсем не уверен, что у Фирташа или у его друзей есть наличка в таком объеме, чтобы внести требуемую сумму залога. Дело в том, что старые каналы обналички наверняка уже перекрыты, и там сидят совсем другие люди. А обналичить или снять со счетов такую сумму за день-два невозможно. Ни один банк не даст вывести одномоментно столько денег. Так что далеко не факт, что опальный бизнесмен сможет воспользоваться предоставленной ему судом Вены возможностью.
По степени значимости и потенциальных последствий ареста Фирташа на процессы внутри Украины и во взаимоотношениях между Украиной и Россией я бы сравнил его с политической Хиросимой. Протоколы допросов Фирташа наверняка станут неиссякаемым источником компромата «всех на всех» в украинской политике. Таким же, как и пресловутые «пленки Мельниченко» (аудиокомпромат, давший начало движению «Украина без Кучмы» и последовавшей затем Оранжевой революции – авт.) в недалеком прошлом. За этим шагом последует разрушение всей той системы неформальных связей, клиенталистских обязанностей и договоренностей, на которых держалась система, позволявшая многие годы зарабатывать «из воздуха» миллиардные состояния по обе стороны границы. У новой украинской власти появится «окно возможностей» для выстраивания газовых отношений с Россией с чистого листа. Другой вопрос, в какой мере украинская власть этими возможностями воспользуется.
«СП»: - Можно ли сказать, что на Украине уже запущен передел собственности и он затронет всех крупнейших игроков?
- Передел собственности в Украине уже идет. Сейчас решается судьба активов холдинга «ВЕТЭК» Януковича-Курченко, в частности, Одесского припортового завода, банков, Украинского медиахолдинга, энергетических активов. Крушение Фирташа запустит вторую волну передела, связанную с контролем за энергокомпаниями, химической и титановой отраслью.
Есть еще такой существенный приз, как телеканал «Интер». Я полагаю, что это только лишь начало. Первая ласточка. Аресты зарубежных счетов и активов окружения Януковича запустили цепную реакцию уничтожения нынешнего украинского олигархического класса. Это тектонический сдвиг, поважнее даже Крыма. Все началось с крушения бизнес-империи Александра Януковича-Сергея Курченко и продолжилось Фирташем. Думаю, от прежних олигархических игроков не уцелеет никто. Свое прежнее влияние они потеряют. Кто-то, как Коломойский, успеет вовремя диверсифицировать риски и сменить амплуа с олигарха на государственного чиновника, кто-то, как Ахметов, возможно, сохранит активы, но лишится политического влияния и перейдет во «вторую лигу». Его затянувшаяся нерешительность по поводу кризиса в Донбассе выбивает из-под него почву в этом регионе, вынуждая киевскую власть делать ставку в регионе для сохранения контроля над ситуацией на другие конкурирующие ФПГ. Назначение губернатором Донецкой области Сергея Таруты - шаг именно в этом направлении. Тарута с Ахметовым не враги, но естественная конкурентность будет усиливаться не в пользу владельца SCM (System Capital Management – финансово-промышленная группа Рината Ахметова - авт).
«СП»: - Насколько украинские олигархи повлияли на свержение Януковича?
- В свержении Януковича украинские олигархи сыграли не последнюю, хотя и далеко не первую роль. Виктора Федоровича погубили его собственная жадность, глупость, отсутствие адекватного диалога с обществом, адекватного фидбека и неумение прислушиваться к тому, чего ждут люди. В итоге все это привело к параличу управленческих решений, когда они принимались под давлением Майдана или обстоятельств, а не шли на опережение событий. Неудивительно, что эти решения, как, например, отставка кабинета Азарова, не только не способствовали разрядке напряженности и спаду кризиса, но наоборот, лишь разжигали их, поскольку общество воспринимало эти шаги как недостаточные и запоздавшие. Принимай Янукович верные решения вовремя, он бы был президентом до сих пор, при всех проблемах Украины.
Я еще в конце ноября прошлого года писал о том, что отказ от подписания на саммите в Вильнюсе соглашения с ЕС поставил точку в президентстве Януковича, запустив процесс его политической аннигиляции. Подпиши он тогда это соглашение, он бы имел все шансы на переизбрание. Правая оппозиция была бы лишена своей повестки и козырей, деморализована и тем самым процесс захвата значительной части ее электорального поля Януковичем был бы делом неизбежным. Возможные негативные последствия для ряда отраслей украинской экономики не успели бы проявиться в полной мере за такой короткий срок как год. И к выборам 2015 года Янукович выглядел бы триумфатором, который привел свой народ в Европу. Это достижение, усиленное пропагандой, затмило бы все его экономические и социальные просчеты и на фоне обезглавленной оппозиции примирило бы с Януковичем значительную часть избирателей по принципу, «если не он, тогда кто?». Но произошло то, что произошло. Ассоциация с ЕС все равно будет скоро подписана. Но уже другими людьми.
|