ВР наконец перешла в наступление в конфликте с российскими акционерами ТНК-ВР. Как стало известно, британская компания хочет начать судебное разбирательство с одним из участников консорциума AAR — группой “Ренова” Виктора Вексельберга. В ВР считают, что именно “Ренова” первой нарушила соглашение акционеров ТНК-ВР, не предложив компании свои нефтегазовые активы, ПИШЕТ “Коммерсантъ”.
В пятницу ВР подала в Стокгольмский трибунал уведомление (notice of arbitration) о начале арбитражного разбирательства с “Реновой” Виктора Вексельберга (владеет 12,5% ТНК-ВР), рассказал источник, знакомый с ситуацией. Это подтвердили источники, близкие к AAR, BP и ТНК-ВР. По словам собеседников, британская компания обвиняет “Ренову” в нарушении акционерного соглашения ТНК-ВР, подписанного после первого конфликта акционеров в 2008 году.
Согласно документу, ТНК-ВР имеет первоочередное право на реализацию профильных проектов своих акционеров на территории России и Украины. Но “Ренова” продолжает владеть через “КЭС-Холдинг” газовыми и газораспределительными активами в России и на Украине (“Газэкс”) и ТЗК в принадлежащем ей екатеринбургском аэропорту Кольцово, рассказал один из собеседников. “Совету директоров ТНК-ВР “Ренова” возможность покупки активов не предлагала, значит, акционерное соглашение было нарушено”,— пояснил он.
Представитель “Реновы” подтвердил, что компания получила уведомление о намерении ВР начать разбирательства с ней в Стокгольмском арбитраже. Но он уверяет, что суть обвинений британской компании пока неясна. “Мы убеждены, что “Ренова” не нарушала условий акционерного соглашения, и готовы доказывать свою правоту на всех уровнях”,— говорят в “Ренове”. В ВР отказались прокомментировать ситуацию, сославшись на то, что “арбитражный процесс является конфиденциальным”.
По словам источников, ВР рассчитывает, что ее заявление будет рассматриваться в рамках уже идущего в Стокгольме разбирательства по обращению AAR (помимо “Ренова” принадлежит “Альфа-групп” Михаила Фридмана и Access Industries Леонарда Блаватника). Консорциум в январе также обвинил своих британских партнеров в нарушении соглашения акционеров ТНК-ВР, но из-за сделки с “Роснефтью”.
ВР и госкомпания договорились о стратегическом партнерстве, в рамках которого планировали обменяться акциями (за 9,53% своих бумаг “Роснефть” должна была получить 5% акций ВР), и совместно осваивать арктический шельф. Но в AAR сочли, что сделка нарушает тот же пункт соглашения акционеров, к которому сейчас апеллирует ВР,— что все нефтегазовые проекты партнеров по ТНК-ВР в России и на Украине должны быть представлены на рассмотрение совета директоров нефтекомпании. В начале февраля AAR удалось заблокировать сделку ВР и “Роснефти”, а в начале мая — сорвать ее.
Стокгольмский арбитраж разрешил ВР и “Роснефти” обменяться акциями лишь с серьезными ограничениями, да и то при условии, что ТНК-ВР войдет в проект в Арктике. В госкомпании же заявили, что не рассматривают ТНК-ВР в качестве своего партнера. “Роснефть” и ВР пытались решить проблему путем покупки доли AAR в ТНК-ВР, но консорциум предложение отклонил. В итоге “Роснефть” отказалась от сделки с ВР и, по данным знакомых с ситуацией источников “Ъ”, не собирается возвращаться к этой идее.
Но в AAR сочли, что отмены сделки недостаточно, и решили требовать от ВР финансовой компенсации за нарушение соглашения акционеров. По данным источников, знакомых с ходом арбитражного разбирательства, ТНК-ВР и AAR в начале осени могут подать иск к британской компании на $5-10 млрд. Источник, близкий к ВР, знает о возможности такого иска.
Но теперь британская компания попытается доказать, что именно российские совладельцы ТНК-ВР первыми формально нарушили соглашение акционеров. Собеседник, близкий к ВР, уверяет, что вопрос о покупке нефтекомпанией “Газэкса” или его активов после заключения соглашения акционеров на совет директоров ТНК-ВР не выносился. Тема возникла прошлой осенью, и компания заинтересовалась активами, но до рассмотрения советом дело так и не дошло. “ТЗК также является активом в нефтегазовом бизнесе, но “Ренова” владеет им самостоятельно, без участия ТНК-ВР”,— добавляет собеседник. ТНК-ВР сейчас ведет переговоры о приобретении екатеринбургского ТЗК, уточняет источник, близкий к нефтекомпании, но совет директоров сделку еще не рассматривал. Собеседник, близкий к “Ренове”, говорит, что действия ВР в компании считают “попыткой отомстить за срыв сделки с “Роснефтью”".
Партнер Goltsblatt BLP Максим Кульков говорит, что у ВР есть время подготовиться к процессу — четко определенного срока на подачу полноценного иска после уведомления не предполагается, его определяют арбитры трибунала. Обычно, уточнил юрист, это происходит в течение месяца. Теоретически обращение ВР может рассматриваться в рамках уже идущего процесса (формально первое разбирательство AAR и ВР еще не завершено), добавляет господин Кульков, однако это может произойти только с согласия всех трех судей и AAR. Но поскольку речь в заявлении идет не об AAR, а о “Ренове”, включение иска ВР в первый процесс кажется не слишком вероятным, говорит юрист. “Вряд ли можно сравнивать масштаб сделки ВР и “Роснефти” с небольшим нефтегазовым бизнесом “Реновы”",— подчеркивает Алексей Кокин из “Уралсиба”. По мнению аналитика, действия ВР нацелены в первую очередь на то, чтобы затянуть судебное разбирательство для поиска компромиссов.
|